Составляем бизнес-план открытия магазина одежды

Предлагаем вашему вниманию нашу авторскую методику составления бизнес-плана для магазина одежды. Более 8 лет работы на рынке одежды и огромный объем статистических материалов позволили нам не только составить исчерпывающий перечень статей расходов с учетом специфики бизнеса, но и учесть малейшие нюансы планирования продаж и товарных запасов с учетом сезонности, площади магазина, частоты поставок и скорости оборачиваемости. Бизнес-план составляется в 2 этапа: сначала производится расчет товарного запаса и выручки — товарный бюджет, потом планируются инвестиции и расходы. В результате получаем статистически обоснованную величину прибыли и расчет срока окупаемости инвестиций.

Для начала скачайте наш образец бизнес-плана магазина одежды, на примере которого мы и будем составлять наш бюджет. Редактировать нужно только ячейки светло-желтого цвета, вам будет необходимо заменить данные в них на параметры своего магазина, остальные расчеты будут сделаны автоматически.

Расчет товарного бюджета

В предложенном файле откройте лист «Тов.бюджет». Начнем с заполнения исходных данных и предположений:

  1. Торговая площадь — здесь указываем именно площадь торгового зала, без учета подсобок, склада, офиса, лестниц и пр.
  2. Плотность товара — сколько единиц одежды может поместиться на вашем оборудовании из расчета на 1 м2. Просто поделите общее количество товара в зале на торговую площадь. Необходимо соблюдать следующее правило — чем дороже товар, тем меньше плотность, или другими словами, товарная экспозиция.
  3. Товарный запас на складе — в процентах от запаса в торговом зале. Например, если размер экспозиции составляет 1000 штук, а на складе помещается 500 штук, то необходимо указать 50%. Чем реже вы имеете возможность получать новый товар от своих поставщиков, тем выше должен быть этот показатель, чтобы у вас всегда была возможность поддерживать стабильным количество товара в торговом зале.
  4. Остаток товара предыдущего сезона — речь о не проданных остатках предыдущего сезона. В предыдущей статье мы писали о том, что это практически обязательный параметр для большинства магазинов. Оптимально, этого запаса должно быть достаточно чтоб торговать им со скидкой в межсезонье, например в феврале-марте летний товар прошлого сезона продается на ура вместе с распродажей текущей зимней коллекции.
  5. Часть поставки, которая продается сразу после оприходования — очень интересный показатель. Вместе со следующим практически является ключом к планированию продаж. Дело в том, что покупатели обычно очень восприимчивы к новым поставкам, и самые интересные модели обычно выкупаются в первые же дни. Понятно ведь, что все поставки неоднородны и невозможно угадать так, чтоб купить только 100%-е хиты продаж. Дальше скорость оборачиваемости резко замедляется.
  6. Часть начального товарного остатка в торговом зале, которая продается за неделю — это обычная именно для вашего магазина скорость оборачиваемости. Например, вы получили 100 штук нового товара, 20 было продано сразу, в 1-ю неделю (см.п.5), и дальше продается 10 штук в неделю. Таким образом при постоянной скорости оборачиваемости при прочих идеальных условиях за 9 недель поставка будет распродана. Еще раз отметим, что это показатель может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от множества факторов, таких как месторасположение, продавцы, качество одежды, мода, погода и прочее.
  7. Частота поставок — сколько раз в месяц в среднем вы получаете новый товар.

Итак, мы заполнили всего лишь 7 показателей, а у нас уже готов график товарного движения на весь сезон. Далее заполним оставшиеся светло-желтые ячейки:

  • % скидки — с какими скидками и в какие сроки мы планируем нашу распродажу
  • средняя закупочная цена — в колонке Цена напротив Товарного запаса тек.сезона (ячейка AG3)
  • первоначальная наценка — например если мы покупаем одежду по 100 грн, а продаем по 220 грн, то наценка составит 220%

А в блоке Прогноз основных финансовых показателей мы уже получаем результат: нам необходимо инвестировать в товарный запас сумму, равную стоимости 1500 штук одежды, что в данном пример составит 240000 грн. При этом средняя наценка по сезону будет равна 161%, а среднемесячная выручка — 112249 грн за 257 штук.

Крайне важный момент: по окончании сезона придется списать 441 единицу не проданного товара, так как у нас норматив для переходящего сезонного остатка 375 штук, а согласно расчета осталось в конце сезона 816 штук. Мы любим вводить себя в иллюзию и надеяться что продадим все что закупили, а потом по прошествии нескольких сезонов арендуем уже отдельный склад для хранения таких остатков, только чтобы не признать их своим убытком и иметь возможность любоваться нереальными цифрами в нашем отчете о прибылях. К сожалению, продать все можно только в сказке. С другой стороны, наценка покрывает эти затраты, и их надо учитывать так же смело, как аренду, зарплату и прочее. Зачем нам ненужные разочарования?

Теперь, когда мы рассчитали наш товарный бюджет, а именно размер инвестиций в товар и сделали прогноз по выручке, можно переходит собственно к составлению бизнес-плана:

Финансовый бюджет

Как вы уже, вероятно, догадались, переходим к одноименной странице нашего образца бизнес-плана открытия магазина одежды в Excel — «Фин.бюджет». Традиционно заполняем все светло-желтые ячейки. Чтобы заполнить данные по статьям расходов — раскрываем плюсики напротив статей (чтобы раскрыть/скрыть все сразу — нажимаем на 1-2-3 в левой верхней части окна под меню). Думаю, что интуитивно понятно, как заполнить курсы, валюту и цену аренды. Период расчета может быть Месяц или Год. При этом при смене периода весь бизнес-план соответственно автоматически пересчитывается. То же самое касается и смены валюты.

Скидка поставщику за предоплату — этот показатель касается в основном наших клиентов постоянных клиентов. Те, кто пользуются этой опцией, реально имеют возможность удвоить свою чистую прибыль.

Нормативы расходов по статьям необходимо всегда проставлять только в гривне, и только из расчета одного месяца. Например, если у вас 1 продавец с зарплатой 1000 грн в мес, то норматив, который необходимо проставить в ячейку F37 = 1000. Для некоторых статей норматив проставляется не как фиксированная сумма в месяц, а как процент от выручки. В колонке С фиксированные статьи отмечены буквой f, переменные — v.

Выручка и себестоимость автоматически рассчитаны на основании данных листа «Тов.бюджет».

В нашем примере мы видим, что инвестиции составили 323000 грн, в том числе 240000 на товар (74% от общей суммы инвестиций). Окупятся они за 20 месяцев. Среднемесячная прибыль — 16286 грн, что равно 14.5% от выручки. Вполне достойный проект по нынешним кризисным временам.

Желаем удачи в ваших начинаниях, но помните, что цифры — это необходимый элемент успеха, но они не заменят бизнес-интуицию, умение вести переговоры, понимание рынка и знание моды. Если будут вопросы, пишите в комментарии, на все подробно ответим.

Автор: Vadim Prikhodko

20 Responses to Составляем бизнес-план открытия магазина одежды

  1. Pingback: Золотые правила оптовой закупки одежды | Take-it.com.ua

  2. Pingback: Как открыть магазин одежды | Take-it.com.ua

  3. Классный бизнес план, одного не пойму почему составлен товарный запас на 9 месяцев? Хотелось бы на 12))))

    • Бизнес-план на год. А 9 месяцев в таблице потому, что это период, в течение которого продается товар летнего сезона. Уже в феврале можно выкладывать в продажу остатки лета с прошлого сезона, потом поступает новый товар, и приблизительно до конца сентября он еще продается. Чтобы не включать в бизнес-план еще 9 месяцев, в течении которых продается зима, причем это происходит в разные года, можно предположить, что продажи летнего и зимнего сезонов в суммовом выражении равны. Таким образом продажи за год в ячейке AI8 будут равны продажам одного сезона (в данном случае 9 месяцев, в течении которых продается лето), умноженным на 2.

      • По Вашим расчетам получается, что продажи за год равны сумме продаж за 18 месяцев? (продажи летнего сезона 9 месяцев + продажи зимнего сезона 9 месяцев)

        • Большинство месяцев летнего и зимнего сезонов перескается, поэтому нет смысла их складывать и сравнивать с календарным годом. Например, в марте продается и летняя одежда, и зимняя. Продажи за год равны сумме продаж двух основных сезонов.

  4. что такое сезонный коэффициент продаж и как он высчитывается (строка 11)?

    • Допустим продажи летнего товара начинаются в феврале и заканчиваются в сентябре. При этом пик продаж приходится на март. Тогда мы принимаем продажи в марте за 100%. Все остальные месяцы сезона мы проставляем сезонный коэфициент относительно мартовских продаж. Например в феврале сезон только начинается и продажи минимальны. Можем поставить 10%. И т.д. проставляем в зависимости от нашей истории и специфики торговли.

  5. Ошибка 404
    Страница не найдена

    Запрашиваемая вами страница отсутствует на сайте.

    Хотелось бы посмотреть расчеты, но файл пропал

  6. Ничего себе у вас оптовые цены! В Одессе сарафаны видела такие, как у вас оптом приобрела,там по 140грн, а у вас 239грн. На опте , девочки 30грн.- 50грн.имеют,а вы просто красавы!

  7. Спасибо, очень полезная информация. Подскажите «из расчета одного месяца»- налоги тоже так проставлять?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>